Изменения климатической политики Украины как способ достижения новых высот в энергодобывающей сфере

Изменения климатической политики Украины как способ достижения новых высот в энергодобывающей сфере

Осознавая решающее воздействие антропогенных факторов на изменение климата и его возможные глобальные негативные последствия, Организация Объединенных Наций как крупнейшее представительное учреждение в мире инициировала разработку и внедрение первого глобального документа об изменении климата-Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении Климата (РКИКООН), которая была принята в Рио-де-Жанейро, Бразилия, 11 декабря 1990 года. РКИК ООН вступила в силу 21 марта 1994 года, а Украина ратифицировала ее 29 октября 1996 года. Основной целью настоящего документа является достижение стабилизации концентраций ПГ в атмосфере на уровне, который предотвратил бы опасное антропогенное вмешательство в климатическую систему. РКИКООН далее заявляет, что такой уровень должен быть достигнут в сроки, достаточные для того, чтобы позволить экосистемам естественным образом адаптироваться к изменению климата, с тем чтобы обеспечить, в частности, устойчивое экономическое развитие. По состоянию на 15 июля 2017 года Рамочную конвенцию об изменении климата ратифицировали 197 стран. Конференция сторон является высшим руководящим органом РКИКООН, который регулярно проводит обзор осуществления Конвенции и любых связанных с ней правовых документов, которые могут быть приняты конференцией сторон, подробнее с этой информацией можно ознакомиться на портале ТБ УЭБ https://www.ueex.com.ua/exchange-quotations/natural-gas/.

Киотский Протокол

Принятие Киотского Протокола к РКИКООН 11 декабря 1997 года в Киото, Япония, стало следующей важной вехой в формировании глобальных механизмов смягчения последствий изменения климата. Украина ратифицировала протокол 4 февраля 2004 года-задолго до того, как этот документ вступил в силу (стал юридически обязательным для сторон) 16 февраля 2005 года. По состоянию на 15 июля 2017 года Киотский протокол ратифицировали 192 стороны (191 государство и 1 региональная экономическая ассоциация). Киотский протокол устанавливает обязательство по ограничению выбросов парниковых газов в течение 2008-2012 годов для 39 развитых стран и стран с переходной экономикой. К последним также относится Украина. Каждая страна, включенная в перечень, получила так называемые “единицы установленного количества” (Еук) с номинальной стоимостью 1 МТТД каждая. К концу периода действия обязательств, закончившегося в 2012 году, от стран требовалось, чтобы их установленное количество соответствовало национальным выбросам ПГ. После выполнения обязательства остаток АВС (оставшиеся единицы сокращения выбросов) может быть передан и использован в следующем периоде действия обязательств (2013-2020 годы) в соответствии с принятой в Дохе поправкой к Киотскому протоколу. К сожалению, Дохинская поправка, которая представлена в одной из статей ТБ УЭБ https://www.ueex.com.ua/ еще не вступила в силу и не была ратифицирована Украиной.

Киотский протокол также предлагает гибкие экономические механизмы для содействия сокращению выбросов парниковых газов в зависимости от уровня социально-экономического развития стран.

Относительно менее развитые страны-в первую очередь африканские страны и ряд стран Азии и Латинской Америки — могли бы воспользоваться механизмом чистого развития (МЧР), который предлагает рыночный механизм для осуществления проектов с участием развитых и развивающихся стран, которые предоставляют последним финансовые средства и технологии для устойчивого развития и помогают первым достичь своих целевых показателей сокращения выбросов. Иными словами, страна-инвестор получила от страны-получателя дополнительные квоты так называемых «сертифицированных сокращений выбросов» (ССВ). Единица CER равна одной метрической тонне эквивалента углекислого газа.

Страны с переходной экономикой, включая Украину, эффективно используют механизм совместного осуществления (со), который позволяет осуществлять проекты по сокращению выбросов или улучшению связывания углерода за счет использования накопителей углерода (изменения в землепользовании или рациональном использовании лесов). В рамках механизма со инвестиционный проект, направленный на энергосбережение или более эффективное производство электроэнергии или тепла, может рассчитывать на получение определенного количества “единиц сокращения выбросов” (ЕСВ). Один ЕСВ равен одной метрической тонне эквивалента диоксида углерода. ЕСВ требовало соблюдения принципа дополнительности, проведения независимого аудита, а также одобрения со стороны принимающих стран и стран — покупателей. ЕСВ могут использоваться государствами для выполнения своих обязательств по Киотскому протоколу, а также частными компаниями или специализированными фондами в рамках региональных схем торговли выбросами.

Таким образом, начиная с 2008 года международное сообщество получило ряд механизмов стимулирования развития за счет использования технологий, направленных на сокращение выбросов ПГ. Во-первых, правительства, которые смогли “сэкономить” свои единицы установленного количества в течение периода действия обязательств по Киотскому протоколу, могут продавать части неиспользованных Еук другим правительствам. Во — вторых, через МЧР страны-доноры могли бы получать дополнительные квоты на свои Аук за счет инвестиций в проекты, не связанные с выбросами, в развивающихся странах. В-третьих, как правительство, так и отдельные компании могут использовать механизм со Для получения ЕСВ и использовать их в качестве дополнительных квот и инструментов для торговли выбросами двуокиси углерода. Если бы Дохинская поправка к Киотскому протоколу вступила в силу, эти механизмы могли бы быть использованы в полной мере к 2020 году.

newszd